27 ноября 2015
Рикардо Хаусманн Директор, Центр международного развития;Профессор практики экономического развития, Гарвардский университет
Международная торговля и инвестиции
Должна ли стратегия развития страны уделять особое внимание экспорту? В конце концов, экспорт не имеет ничего общего с удовлетворением основных потребностей своих людей, таких как образование, здравоохранение, жилье, электроэнергия, водоснабжение, телекоммуникации, безопасность, верховенство закона и отдых. Так зачем отдавать предпочтение удовлетворению потребностей дальних зарубежных потребителей?
Это, в двух словах, то, что хотят знать многие противники свободной торговли и экономической глобализации, а также многие правые, которые считают, что ко всем отраслям следует относиться одинаково. Но нет правильных ответов на неправильные вопросы. Именно потому, что правительства заботятся о своих людях, они должны сосредоточиться на экспорте.
Чтобы увидеть это, рассмотрим, что такое рыночная экономика. Некоторые, в
том числе папа Франциск , скажут, что речь идет о жадности - системе, в которой все заботятся только о себе.
Но рыночную экономику следует понимать как систему, в которой мы должны зарабатывать, делая вещи для других людей; сколько мы зарабатываем, зависит от того, как другие ценят то, что мы для них делаем. Рыночная экономика заставляет нас беспокоиться о нуждах других, потому что именно их потребность является источником нашего существования. В некотором смысле рыночная экономика - это система обмена подарками; деньги просто отслеживают ценность подарков, которые мы дарим друг другу.
В результате рыночная экономика поощряет специализацию: мы становимся очень хорошими в узком наборе навыков или продуктов и обмениваем их на миллионы других вещей, которые мы понятия не имеем, как сделать или сделать. Как следствие, мы заканчиваем тем, что делаем удивительно мало вещей и покупаем все остальное у других.
Это наблюдение верно как для отдельного человека, так и для какого-либо места, будь то район, город, штат или провинция или страна. В каждом городе есть продуктовые магазины, салоны красоты, заправочные станции и кинотеатры, которые обслуживают местное население. Экономисты называют эти «неторгуемые виды деятельности», потому что они не предпринимаются для дальних клиентов.
Но жители города также хотели бы получить доступ к вещам, которые никто в городе даже не знает, как сделать. Например, большинство городов и поселков не производят продукты питания, автомобили, бензин, лекарства, телевизоры или фильмы. Поэтому им нужно «импортировать» эти товары из других мест. Чтобы заплатить за то, что они хотят от посторонних, они должны продать им то, что они умеют делать.
Конечно, у аутсайдеров есть возможность покупки где-то еще. Вот почему товары и услуги, которые место может продать нерезидентам, несоразмерно влияют на качество его жизни и даже на его жизнеспособность. Когда шахта закрывается, шахтерский город становится городом-призраком, потому что продуктовый магазин, аптека и кинотеатр больше не могут покупать «импортные» продукты питания, лекарства и фильмы, которые им нужны.
В отличие от неторгуемых видов деятельности, экспортные операции на месте должны быть довольно хорошими, чтобы убедить клиентов за городом - у которых есть достаточно других вариантов - покупать у местных производителей. Это означает, что экспорт должен иметь привлекательное соотношение цена / качество.
Один из способов увеличить это соотношение - улучшить качество и производительность. Другое - снизить заработную плату. Чем выше производительность и качество экспортной деятельности, тем выше заработная плата, которую они могут платить и при этом оставаться конкурентоспособными. Если занятость в экспортной отрасли значительна, как это имеет место в большинстве мест, где нет доходов от нефти, заработная плата, которую может позволить экспортный сектор, повлияет на заработную плату всех жителей города. Таким образом, каждый заинтересован в улучшении своего экспортного сектора.
Поскольку они подвержены большей конкуренции, экспортная деятельность, как правило, быстрее совершенствуется в технологиях и производительности, чем в других частях экономики. Им постоянно угрожают инновации и новые конкуренты, которые могут нарушить их бизнес.Рассмотрим разрушительное влияние iPhone на некогда доминирующего в Финляндии национального чемпиона Nokia или влияние революции сланцевого масла на ОПЕК.
Успешные места, как правило, переходят от нескольких технологически простых отраслей, достаточно конкурентоспособных для экспорта своей продукции, к большему числу отраслей, которые становятся все более сложными. Например, в 1963 году 97%
экспортной корзины Таиландасоставляли сельскохозяйственные и минеральные продукты, такие как рис, каучук, олово и джут.
К 2013 году они составляли менее 20% от общего числа, в то время как машины и химические вещества составляли 56%.
Подобное преобразование можно наблюдать в каждой успешной развивающейся стране, не входящей в ОПЕК. Успех места во многом связан со способностью его людей осуществить эту трансформацию, примером чему служат такие места, как
Сингапур ,
Турция и
Израиль .
Так что же делать странам, провинциям и городам? Скептики могут сказать, что им следует просто сосредоточиться на исправлении вещей, которые волнуют местных жителей, таких как образование или инфраструктура, или на улучшении «бизнес-среды» каждого. Экспорт позаботится о себе.
Но жизнь сложнее, чем это. Потребности в экспортной деятельности часто весьма различны. Конкретные правила, инфраструктура, навыки и технологическое мастерство, которые требуются для экспортной деятельности, обычно отличаются от тех, которые необходимы для неторгуемых видов деятельности, которые обычно создают основную часть рабочих мест. Хотя диверсификация в новые области всегда сопряжена с трудностями, она особенно трудна для торгуемых видов деятельности, которые с самого начала сталкиваются с иностранной конкуренцией. В отличие от этого, первопроходцы в неторгуемых видах деятельности начинаются с захваченного рынка. Кроме того, экспортерам нужны особенно прочные связи с ноу-хау, найденными в других местах на планете, что делает их более чувствительными к иностранным инвестициям, миграции и международным профессиональным связям.
Чтобы выжить и процветать, общества должны уделять особое внимание той деятельности, которая производит товары и услуги, которые они могут продавать нерезидентам. Действительно, необходимость действовать в соответствии с новыми экспортными возможностями и устранять препятствия на пути к успеху является, вероятно, центральным уроком из чудес роста в
Восточной Азии и
Ирландии .
Неторгуемые виды деятельности сродни спортивным лигам страны: разные люди любят разные команды. Те, кто занимается торгуемыми делами, похожи на национальную команду: мы все должны болеть за них - и организовать себя, чтобы они добились успеха.
Публикация не подразумевает одобрения взглядов Всемирным экономическим форумом.
Автор: Рикардо Хаусманн, профессор практики экономического развития в Гарвардском университете.
Изображение: корабль загружен контейнерами. РЕЙТЕР / Дэвид Грей.