Рынок высказался: уголь умирает”, - заявил заголовок в сентябре 2019 года в CNN Business, после того как Китай объявил, что прекратит финансирование зарубежных угольных проектов. “Уголь мертв. Власть народу!” группа активистов 350.org торжествующе написал в твиттере.
Эти прогнозы не оправдались. Суда для перевозки сыпучих грузов, полные угля, пересекают океаны. Складские помещения вблизи портов в Нидерландах и Бельгии настолько забиты углем, что места для хранения железной руды реквизируются.
Производство в Китае в первой половине 2022 года выросло на 10% в годовом исчислении. Китайское правительство одобрило миллиардные новые внутренние инвестиции в горнодобывающую промышленность. Правительство Индии предоставило своим шахтам право расширять добычу до 50% без получения новых разрешений. Индонезия, крупнейший в мире экспортер, также наращивает производство.
Германия создает новый запас угля для обеспечения поставок и отложила закрытие нескольких угольных электростанций. Великобритания, Польша, Италия, Греция, Польша, Чехия и Румыния также отложили закрытие угольных электростанций.
Южная Корея приостановила действие ограничений на загрузку угольных электростанций. Франция может перезапустить одну из своих угольных электростанций этой зимой. Япония запустит один из них в августе. Китай строит множество новых электростанций, работающих на угле.
Среди тех, кто выиграет: американские горнодобывающие компании, экспортирующие уголь, и международные владельцы сухогрузов.
Движущие силы торговых потоков
Две большие переменные повлияют на структуру перевозок во втором полугодии.
Во-первых, война между Украиной и Россией: как она влияет на поставки и цены на сжиженный природный газ, который конкурирует с энергетическим углем для производства электроэнергии, и как запрет ЕС на российский уголь с 10 августа меняет торговые потоки.
Во-вторых, что происходит с Китаем и Индией, двумя крупнейшими покупателями. Сможет ли Китай компенсировать экономические потери от карантина из-за COVID и долгов застройщиков, субсидируя проекты, которые увеличивают производство стали? Снимет ли правительство Китая неофициальный запрет на импорт австралийского угля?
Война и надвигающийся запрет на импорт в ЕС
Россия является третьим по величине поставщиком в мире после Индонезии и Австралии.
Судовой брокер Braemar сказал, что “несколько коммунальных предприятий в Европе начали избегать [импорта из России] почти сразу в марте”. В целом, однако, импорт российского угля в ЕС оставался относительно высоким в течение мая, а затем снизился в июне.
Вскоре после начала войны покупатели из ЕС увеличили закупки у источников за пределами России: США, Австралии, Колумбии, Южной Африки и Индонезии.
По данным судового брокера BRS, Европа закупила 44 миллиона тонн у этих пяти стран за весь 2021 год. В первой половине 2022 года компания уже закупила 41 миллион тонн в этих странах, в том числе 14 миллионов тонн из США и почти 13 миллионов тонн из Австралии.
ЕС “закупает максимальное количество угля из США”, - сказал BRS.
Согласно данным Kpler, экспорт угля из США, включая как энергетический, так и металлургический, или “метанол” (используется для производства стали), составил 36,2 млн. тонн в первом полугодии, увеличившись на 6% в годовом исчислении.
Индия и Китай вступают в игру
Торговля углем в военное время развивается по той же схеме, что и торговля нефтью в военное время. Российские объемы, которые раньше шли западным покупателям, вместо этого идут в Китай и Индию. “Индия продемонстрировала явную готовность покупать российский уголь. И учитывая большие скидки, которые он получит по сравнению с другими поставщиками, мы ожидаем, что это продолжится и, вероятно, продолжит увеличиваться ”.
По мнению Braemar, сдвиг продаж России в сторону Индии и Китая изменит спрос на балкеры разных типоразмеров. В первом полугодии объем отгрузки угля меньшего размера (балкеры дедвейтом до 35 000 тонн) составил 8,8% от общего объема. Из этого 49% крупногабаритных партий угля были отправлены в Россию для доставки в ЕС на востоке и Японию на западе.
“Торговля углем ручной работы будет продолжаться на сниженных уровнях”, - предсказал Бремар. “Мы считаем, что большая часть [российского объема] направится на восток, в Индию и Китай, на более крупных судах”.
По мнению Braemar, сдвиг продаж России в сторону Индии и Китая изменит спрос на балкеры разных типоразмеров. В первом полугодии отгрузки угля небольших размеров (балкеры грузоподъемностью до 35 000 тонн дедвейтом) выросли, составив 8,8% от общего объема. Из этого 49% крупногабаритных партий угля были отправлены в Россию для доставки в ЕС на востоке и Японию на западе.
“Торговля углем ручной работы будет продолжаться на сниженных уровнях”, - предсказал Бремар. “Мы считаем, что большая часть [российского объема] направится на восток, в Индию и Китай, на более крупных судах”.
Спрос на уголь в Индии и Китае
Согласно статистике BRS, Китай купил 284,2 миллиона тонн морского угля в первой половине года. Индия импортировала 195,1 млн. тонн.
Бремар указал на “рост доли спроса на уголь в Индии по мере пополнения запасов электростанциями. В апреле и мае в Индии произошли массовые отключения электроэнергии, когда ослабление карантина из-за COVID и сильная жара привели к резкому росту спроса на электроэнергию ”. В этом месяце потребление электроэнергии сократилось, поскольку дожди во время сезона муссонов принесли “передышку от жары”, - сказал Бремар. Это облегчение должно закончиться в августе.
Большая неизвестность со стороны спроса - это Китай.
После громких отключений электроэнергии в прошлом году Китай увеличил потребление энергетического угля, но в значительной степени полагается на внутренние поставки.
Согласно данным WorldSteel, производство стали в Китае, которое стимулирует спрос на импортный уголь и железную руду, упало на 3,4% в первой половине 2022 года по сравнению с предыдущим годом. BRS ожидает, что производство стали в Китае продолжит снижаться во втором полугодии, поскольку страна переживает “болезненное сокращение” своей экономики.
Возобновит ли Китай закупки австралийского угля?
Китай раньше был крупным покупателем австралийского угля, пока дипломатическая размолвка не привела к неофициальному запрету на импорт из Австралии, начиная с октября 2020 года. После запрета Китай заменил австралийские грузы поставками из Индонезии и России; Австралия заменила китайские продажи поставками в Японию, Индию, Южную Корею, Тайвань и Европу.
В настоящее время появились сообщения о том, что Китай может вскоре отменить запрет на австралийский энергетический и метанольный уголь.
По словам Праная Шуклы, заместителя директора S & P Global Market Intelligence, надвигающийся запрет ЕС на российский уголь привел к “ожиданию сильных потоков [австралийского угля] в Европу во втором полугодии, которые, как ожидается, продолжатся и после этого”.
“Если материковый Китай снимет ограничения на импорт австралийского угля, Европе потребуется больше поставок из США, Колумбии, Мозамбика”, - сказал Шукла.
BRS не согласен. В нем указывалось, что цены на австралийский энергетический уголь в настоящее время более чем в два раза превышают внутренние китайские цены. “Ослабление запрета не имеет большого значения, если импортная цена на австралийский уголь не достигнет конкурентного уровня”, - говорится в сообщении.
Однако ослабление запрета может привести к потокам австралийского метанола в Китай, сообщает Argus Media. В нем отмечалось, что цена на китайский внутренний НДПИ-уголь более чем на 60% выше, чем на австралийский НДПИ-уголь.
Как и на всех океанских товарных рынках, то, что происходит в одной сделке, отражается на других. Если у Австралии будет меньше угля по НДПИ, доступного для европейских производителей стали, потому что она снова продает его Китаю, у экспортеров угля по НДПИ в Америке будет больше возможностей продавать его в Европу после вступления в силу запрета ЕС на российский уголь.
Источник: Грузовые волны Грега Миллера, https://www.freightwaves.com/news/coal-far-from-dead-global-trade-thrives-war-reroutes-shipping
Комментарии
Отправить комментарий